статья

8


А.С.Спиваковская


Некоторые аспекты беатотерапии


Что такое беатотерапия? Это психотерапия, сложившаяся как целостная система на основании многолетней практики. Постепенно формировался определенный взгляд относительно теоретического обоснования, психологических закономерностей и технологии работы со здоровыми людьми. В целях научного осмысления данного опыта предлагается наименование беатотерапия.

Беатотерапия – это психотерапия счастья. Латинское слово “beatus” означает “счастливый”, “блаженный”, “благословенный”, “земными благами наделенный”, “осчастливленный”, “богатый”, “богато одаренный” и одновременно “праведный”, “безупречный”.

Беатотерапия – это один из видов гуманистической психотерапии, цель которой состоит в создании условий для осуществления участниками изменений в себе и своей жизни.

Беатотерапия опирается на теоретико-методологическую основу многих направлений психологических и психотерапевтических исследований, перечислим основные.

1.Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского, концепция деятельности А.Н.Леонтьева, ее развитие в трудах А.В.Запоржца и Д.Б.Эльконина.

2.Принципы клинической психологии и патопсихологической школы, содержащиеся в исследованиях А.Р.Лурия и его учеников, Б.В.Зейгарник, Ю.Ф.Полякова, Л.С.Цветковой, А.Ш.Тхостова, В.В.Николаевой, В.В.Лебединского, Н.К.Корсаковой, Е.Т.Соколовой.

3.Психоаналитический и экзистенциально-гуманистический подход, представленный в трудах З.Фрейда, К.Г.Юнга, А.Маслоу, Э.Фрома, К.Роджерса, В.Франкла, Р.Мея, Ч.Тарта, В.Сатир, К.Виттакера, А.Менегетти,Р. Броуди, Д.Бьюдженталя.

4.Работы и практическая деятельность Г.И.Гурджиева, П.Д.Успенского, М.Николля, Р.Бертона, Г.Бенджамина.

Нельзя не отметить того фундаментального воздействия, которое было оказано на становление личности автора и впоследствии на беатотерапевтическую практику, а также огромного счастья близкого общения и ученичества у таких блистательных психологов как Б.В.Зейгарник, Ю.Ф.Поляков, В.Сатир, А.Менегетти, Р.Бертон.

Цель беатотерапии – создание условий и изучение закономерностей, процесса и действий, которые могут привести жизнь человека к состоянию благодати, счастья.

Счастье – это состояние чистой радости, блаженства, восторга, экстаза, выполнения, реализации, чувства исполненных надежд, решенных проблем, удовлетворенных желаний и потребностей, достигнутых целей, осуществленных мечтаний, состояние чистого успеха, исчезновения всех отрицательных эмоций, благодати, когда уже находишься “здесь”, а не стремишься “туда”.

Счастье – это не только целостность и полнота, но и пиковое переживание. С одной стороны, это краткосрочное острое состояние, с другой,- благодатная аффективная основа продуктивного творчества в повседневной жизни, основа самосозидания.

Такое представление о счастье принадлежит многим авторам от древнего востока, античности и до наших дней.

Счастье - результат сознательных усилий по изучению человеком себя и своей жизни. Перефразируем известное высказывание: счастье – это когда себя понимают. С этой точки зрения в беатотерапии акцент ставится не столько на том, чтобы психотерапевт понял своего клиента, сколько на том, чтобы клиент понял самого себя. Следовательно, беатотерапия – это путь прогрессивного самонаблюдения, самоисследования и самосозидания.

Беатотерапия применяется главным образом к здоровым людям, желающим устранить вне- и внутриличностные конфликты и повысить качество жизни.

Беатотерапия как способ профилактики применима также к группам риска, к людям еще не больным, но уже и не здоровым, в состоянии которых отмечаются отдельные невротические и психосоматические симптомы.

Беатотерапия рассматривает человека в определенных обстоятельствах – после того, как он принял сознательное решение изменить себя и свою жизнь, это специально организованная работа человека над самим собой, в процессе которой он может стать таким, каким он хотел бы стать, достичь победы в своей жизни, счастья.

Клиент беатотерапии сознательно изучает себя, осуществляя свою возможную эволюцию, участвуя в многогранном процессе перестройки сознания и преображения человека.

В течении многих лет практической работы сформировалось представление о беатотерапевтической практике в аспекте процедурно-организационных условий. Клиент согласует с психотерапевтом индивидуальную программу работы. Существуют индивидуальные, групповые, семейные краткосрочные программы (от 3-х до 12-и сессий), а также долгосрочные психотерапевтические программы сроком от 10-и месяцев.

Беатотерапия осуществляется в контексте особой общности людей, которая представляет собой психотерапевтическое сообщество. Беатотерапевтическое сообщество не гомогенно: для каждого определяется участие в различных программах, разные участники выполняют в сообществе различные функции. Характер работы в сообществе, его длительность определяются самим участником и согласуются с психотерапевтом. Возможны переходы или одновременное участие в нескольких программах. Обязательным для каждого участника является соблюдение правил сообщества, а также выполнение работы, предусмотренной индивидуальным контрактом.

С опытом практического применения беатотерапии сложилось представление о требованиях к личности и профессиональным качествам беатотерапевтов.

Наблюдая за работой психотерапевтов, применяющих различные подходы в психотерапии и набор самых разных технических приемов, нельзя не увидеть, что все они могут давать замечательные результаты, а степень эффективности терапии зависит не столько от избранного метода, сколько от индивидуальности и сознательности человека его использующего.

Наиболее важными качествами беатотерапевта являются способность расти, совершенствоваться, изменяться, чувствовать себя живым, быть счастливым.

Для обучения беатотерапии важен путь, по которому идет психологическое развитие и личностный рост профессионала. Значение личности беатотерапевта можно сравнить со значением музыкального инструмента при исполнении произведения. Чем совершеннее инструмент, и чем он точнее настроен, тем прекраснее звучит мелодия.

Совершенство “инструмента” - личности беатотерапевта – это путь его самопознания, совершенство “настройки” – это способность устанавливать тонкий и глубинный эмпатический контакт с клиентами. Чем больше сознательного внимания беатотерапевт уделяет самому себе, своему собственному психологическому и психосоматическому состоянию, тем более эффективным становится он в своей работе. Это правило – быть внимательным к самому себе - важно как в ходе конкретного сеанса, так и вне его.

Профессия беатотерапевта неотделима от его повседневного опыта, от его собственной жизни. Беатотерапевт – это служение, это изысканный и сознательно построенный образ жизни.

Большое значение в беатотерапии имеет работа специально подготовленной команды, состоящей не только из профессионалов, но и обязательно из бывших клиентов, прошедших специальную профессиональную подготовку. Беатотерапевт – участник команды, овладевает особым системным мышлением, вырабатывает у себя умение воспринимать события происходящие в сообществе как процессы, имеющие многофакторную детерминацию. Команда беатотерапевтов поддерживает чувство безопасности клиентов, тем, что не планирует и не направляет процесс личностного роста. Участники команды становятся эффективными в своей работе тогда, когда проделывают глубокое самоисследование своей собственной позиции в команде и в сообществе. Эффективность беатотерапевта как члена команды связана с умением, сохраняя независимую личностную позицию, становиться очень близким к клиентам беатосообщества, не беря на себя ответственность за ход личностного роста. Работа в команде связана с необходимостью дистанцирования беатотерапевта от подгрупп, обязательно возникающих в сообществе, для осуществления взаимопомощи между членами команды в тех случаях, когда подгруппа бессознательно “втягивает” беатотерапевта в аффективно заряженный центр своих отношений или пытается “перетянуть” беатотерапевта на свою сторону, противопоставляя свою подгруппу интересам сообщества в целом.

Первостепенное значение имеют отношения в команде беатотерапевтов. Каждый участник команды учится строить отношения с партнерами на равноправных диалогичных принципах, при этом каждый из беатотерапевтов должен оставаться самим собой, свободно проявлять присущую каждому индивидуальность, быть искренним, открытым и естественным. Отношения между беатотерапевтами в команде, их взаимная эмоциональная поддержка, доверительность при личной свободе и ответственности могут стать прекрасной моделью для истинно гуманистических отношений, для практики сознательной любви. Такие отношения не возникают сами собой, их нельзя “сыграть”, они возникают в ходе реального и длительного опыта взаимодействия, как результат специальной беатотерапевтической работы по совместному самоисследованию отношений в команде.

Беатотерапия может быть представлена как система психотехнических действий, форма анализа которых была сформулирована в 1989 году.

Беатотерапия – это особый опыт реальной сгущенной, насыщенной жизнедеятельности, сложных и динамичных отношений. Беатотерапия рассматривается как сложная система психотехнических действий, особых действий, которые совершают участники по овладению своим психическим миром. В беатотерапии используется целый спектр психотехнических действий, каждое из которых, сохраняя свое качественное своеобразие, дополняется другим. Реальный психотерапевтический процесс невозможно расчленить на отдельные психотехнические действия, поскольку они проявляют себя и дают необходимый эффект лишь в целостном системном виде.

В целях анализа можно разграничить 3-и вида психотехнических действий: базисные, специальные и мировоззренческие. К базисным психотехническим действиям относится группа психотехник, создающих основную ткань беатотерапии. Они представляют собой виды деятельности, организацию общения и практику соответствующих им отношений между людьми. В беатотерапии запускаются в действие естественные для людей движущие силы их психического развития и роста. Именно поэтому, беатотерапия широко использует терапевтические возможности ведущих типов деятельности людей. Клиенты беатотерапии вовлекаются в специально организованную трудовую, учебную, игровую деятельности, практика новых отношенийи общения.

Специальные психотехнические действия – это конкретные техники психотерапии, разработанные различными психотерапевтическими направлениями и модифицированные для применения в беатотерапии, в набор входят эмпатическое слушание и анализ образов бессознательного, техники самонаблюдения, индивидуальные консультации, групповые занятия и тренинги, ведение дневников и написание самоотчетов, специально организованные путешествия (резиденс), арттерапевтические занятия виде мелолистики и актерского мастерства. Мировоззренческие психотехнические действия – это ценностный фундамент, совокупность идей, лежащих в основе того или иного направления психотерапии.

Психолог, пытающийся описывать психотерапевтический опыт сталкивается с трудностями в использовании обобщенного понятийного научного языка, поскольку язык психотерапевтического процесса – это обычный язык повседневного опыта и житейских, а не научных понятий, а также это особый символический язык образов и метафор, обладающих сгущенной энергетикой действия.




Мировоззренческую психотехнику рассматриваемого опыта представляет психотерапевтическая метаконцепция беатотерапии. Предлагаемые наименования – беатотерапия, беатум, ретроспективная сеть, корментация и другие - не претендуют на статус научных понятий, а представляют собой термины, помогающие осмыслить психотерапевтический процесс, облегчить живое представление психотерапевтического опыта.

Фундаментальным положением метаконцепции беатотерапии является идея о том, что человек –это историческая связь между существованием и Бытием. Бытие представляет собой действие неиссякаемой творческой силы, которая проявляет себя во всем. Человеческое существование, путь человека от зачатия до рождения и затем от рождения до смерти, является выражением этого абсолютного творческого начала. Все люди разные. Каждый человек уникален и неповторим и потому беспредельно ценен. Не существует более или менее ценной жизни, все проявления Бытия в своем замысле совершенны. Разум на уровне человека не может быть отделен от действия высших законов Бытия. Независимо от того насколько сознание человека обнаруживает этот факт, каждый из нас является неразрывным единством с творческой силой Бытия, которая существует и действует вне человека, выше человека и внутри человека. В философии и психологии со времен античности представленность Бытия на уровне человека описывалась разными терминами: душа, сущность, самоценность, онто ин-се, потенциал, самоактуализация, самость.

Бытие стремится выразить себя в существовании на уровне человека через каждого из нас. Если сознание сонастроено с действием высших творческих сил, иными словами, если человек реализует свой потенциал, он может стать связующим звеном между Бытием и существованием. Эта возможность не дана человеку, а лишь задана. Если человеческой индивидуации удается за время своего земного существования открыть в самом себе проявление этих бытийных законов и последовательно действовать в соответствии с ними, то человек выполняет смысл и цель собственной жизни. Когда человек вместе с Бытием, он находится в процессе прогрессивного роста и самосозидания, он счастлив. Как только человек открывает в своем сознании эту неразрывную связь между Бытием и существованием, он больше не чувствует себя чужим во вселенной, он обретает утерянный рай, он возвращается в свой собственный дом, который теперь приобрел для него реальный смысл и значение.Бытие на уровне человека присутствует в виде бессознательного материала как сгущенная энергетика действия, как психическая энергия, катексис, как беспредельность силы, как божья искра, что, в соответствии с гуманистической традицией, может пониматься как позитивная часть бессознательного человека.

Рождаясь, человек попадает не в Бытие, а в цивилизованный, окультуренный, опосредованный, социализированный и стереотипный мир, он оказывается выброшенным из рая и обречен на вечный поиск чего-то, что неосознанно притягивает и манит его, что составляет особый метафизический зов.

Если человек расходится с Бытием, его позитивный рост и самосозидание затормаживаются, отклоняются или прекращаются. В процессе социализации, семейного воспитания и собственного опыта, у человека формируется особая когнитивно-личностная структура – ретроспективная сеть. Эта структура опосредует сознание человека, определяя и формируя его поведение, помогая человеку усвоить правила и ценности социального мира и определить себя в нем, но часто и затрудняя, или искажая реализацию внутреннего потенциала. Человек приобретает чуждые Бытию качества и свойства, а негативная часть его бессознательного растет и множится.

Ретроспективная сеть состоит из социокультурных и семейных стереотипов, ретромов, ретроспективных матриц и комплексов. Рассмотрим предлагаемые термины подробнее.

Социокультурные и семейные стереотипы – это система стандартов, интериоризированная психикой в процессе социализации и семейного воспитания, определяющая сознательные выборы человека и принимаемая человеком за принадлежащую его собственной природе, хотя не являющуюся ею.

Ретром – это “вирус разума”, какие-либо взгляды, догмы, представления субкультуры, которые бессознательно используются нашим сознанием. Однажды возникнув, они становятся независимыми от контроля мышления, стремясь “заразить” как можно большее количество умов. Это особые умственные констелляции, убеждения, которые контролируют мышление, делают неустойчивым внимание, отклоняют поведение человека от жизненно важных для него целей. Основой для заражения вирусами являются ретроспективные сценарии, такие как копирование, облегчение, провокация, внедрение.

Ретроспективная матрица. Система материнских оценок, предпочтений, ценностей, составляющая основу первичного восприятия человека и его базового отношения к миру. Эта система, будучи крайне ярко аффективно заряженной с раннего детства, глубоко внедряется в бессознательное человека. Фактически люди закрепощены этими основополагающими системами восприятия мира.

Наше сознание строится по типу инкубации, в нас внедрены определенные штампы реагирования, которые функционируют в соответствии с логикой, по матрице того человека, который обеспечил нам выживание. Ретроспективная матрица - это не конкретная мама, родитель, имеется в виду тот закон, который позволил человеку выжить, тот контакт, который обеспечил выживание, тот язык, на котором начинаем говорить, не только в смысле лингвистики, но и в смысле паралингвистики, язык тела, фундамент внешнего облика, которым люди овладевают с детства.

Комплексы, являясь бессознательными содержаниями,возникают в процессе жизни вследствие случайного сочетания различных обстоятельств. Они окрашены амбивалентными переживаниями. Наличие таких противоположных сильных и острых переживаний вызывают чувство навязчивости, человеку хочется еще и еще раз пережить это состояние, чтобы разобраться, что же он чувствует. Возникает определенная инертность и навязчивость психических реакций. Комплексы - сильно энергетически заряженные содержания. Источник комплексов - совершенно случайное стечение обстоятельств, именно поэтому они так разнообразны. Сильная энергетическая заряженность, навязчивый характер и амбивалентное содержание – это характерная триада. Определенные системы выборов, поведения, эмоциональных реакций, действий, то, что называется привычками, зависимостями, - все это исходит из комплексов, из этой бессознательной структуры. Перечисленные выше элементы - социокультурные и семейные стереотипы, ретромы, ретроспективные матрицы и комплексы - создают негативную часть бессознательного.

Беатотерапия - это опыт сгущенной и насыщенной жизнедеятельности, это практика новых отношений, это путь рождения новой жизни. В беатотерапии создаются условия для особого переживания человеком моментов своего существования, которые обозначаются термином беатум. Беатум - это момент присутствия, представленности Бытия в человеческом существовании. Беатум – есть то, чем человек является в данный момент при сохранении единства с действием Бытия, как оно полагает себя в нем и через него здесь и сейчас.

Беатум – это особое состояние сознания, проявляющее себя только из внутреннего существа, из сущности человека, оно сопровождается специфическим переживанием очевидности знания.

При совершении усилий, которые не позволяют мыслям уходить в прошлое или будущее, момент может превращаться в беатум, предлагающий нам так много прекрасных вещей, если мы просто откроем глаза и взглянем на них, то узнаем, что прекрасное всегда здесь и сейчас.

Беатум не имеет ничего общего ни с опытом, ни с прошлым, он всегда в новизне действия.

Это - место проявления силы Бытия, когда оно осуществляет свой бег, дает толчок, импульс, направление. Беатум – наилучший путь, где Бытие побуждает и зовет человека. Это направленность действия, которое подталкивает к становлению. Посредством точного сознательного действия данный момент трансформируется в беатум.

Беатум - это определение ведущего вектора оптимального выбора для утверждения идентичности человека в данном конкретном контексте. В другом контексте, в другом беатуме, - доминирующий вектор идентичности будет другим.

Беатум – это то, что заставляет человека покинуть свой дом, устремиться ввысь, чтобы стать чем-то большим.

В процессе беатотерапии человек идет от момента к моменту, от беатума к беатуму, постепенно изменяя и притягивая более эффективную, все больше удовлетворяющую его счастливую жизнь.

Корментация (от лат. соr. - сердце; mente - ум; azio - действие) – процесс обновления эмоциональных и когнитивных аспектов человеческого разума в действии, в поведении; объединение аффекта и интеллекта, при котором устанавливается пропорциональность и конгруэнтность сознания человека с предвидением и императивом Бытия.

Особенность беатотерапии состоит в том, что она создает условия для сознательного отказа от зависимостей, от стереотипов сознания, от привычки жить бессознательно, от шаблонных ошибочных мыслей, от негативных навязчивых образов, отрицательных эмоций, от неэффективных неточных действий. Путь отказа, путь корментации – это интригующий и сложный путь. Это удивительное приключение, которое, начавшись с маленького точного момента помогает человеку достигать чудесной родственной близости с Бытием.

Корментация - процесс раскрытия потенциала человека, преодоление действия ретроспективной сети, личностный рост, путь самосозидания.

Беатотерапия подчеркивает самостоятельность человека в выборе направлений корментации. Она постулирует, что человек должен сам решать свои проблемы, сам исправлять свои ошибки, изменяя себя посредством точных и эффективных действий. Процесс корментации представляет достижение ядерных эффектов беатотерапии.

Корментация означает перестройку сознания человека, очищение его ума. Перестройка, реконструкция, изменение психических качеств и свойств в процессе беатотерапии осуществляется, говоря словами Л.С.Выготского, путем оснащения клиента особыми новыми или обновленными “приставкакми” или “органами”, с помощью которых клиент может построить для себя и в дальнейшем самостоятельно развивать желательные для него формы психики, личности, чувств, отношений, поведения, деятельности. Это сложный комплексный процесс рождения новых психологических качеств, которые возникнув, существуют в дальнейшем как психологические процессы, как качества личности, обладающие самодвижением и саморазвитием.

Предлагается разделение всех беатотерапевтических эффектов на 4-е группы.

Процессуальные эффекты являются такими психологическими новообразованиями или качествами, без которых невозможен процесс беатотерапии. Эта группа эффектов помогает выявить закономерности в корментации чувств и переживаний клиентов в ходе самопознания и самоисследования.

Результирующие эффекты описывают реализацию главного запроса клиентов. Результирующий эффект беатотерапии состоит в разрешении проблем и ликвидации симптомов, в преодолении психологических кризисов и конфликтов.

Экзистенциальные эффекты описывают целостные состояния, включающие в себя чувства, переживания и мысли клиентов, характеризующие приобретение ими нового мироощущения, беатума, контакта с Бытием, переживания наполненной победной жизни и счастья.

Ядерные эффекты беатотерапии - представляют собой психологические “приставки” или “органы” в виде новых двигательных операций, обновленных психических функций, более точных действий, выборов,поведения, но они же представлены как высшие формы психической организации, как преображение личности, как высшие формы духовности.

Целостность и процессуальность эффектов беато терапии создает серьезные трудности в их научном анализе. При описании эффектов беатотерапии может быть использован качественный анализ субъективных отчетов. Технология описания и изучения эффектов по субьективным данным – это, по- существу, вычерпывание отдельных граней или фрагментов из совокупной целостности сложных психологических новообразований.

В ходе беатотерапии клиент приобретает навык особенным образом распределять внимание и воспринимать впечатления новым способом, появляется способность не отождествляться с теми или иными раздражителями. Регистрируя новые впечатления, человек сохраняет способность удерживать вектор внимания направленный на себя, что дает возможность не терять осознания при регистрации внешних впечатлений. Клиент сохраняет более высокий уровень осознанности независимо от модальности, силы и качества впечатлений.

Восприятие клиента в процессе беатотерапии приобретает телесный характер, тело человека становится более тонким радаром для регистрации, переработки впечатлений. Изменяется психосоматический процесс, подключается висцеротональная чувствительность. Клиент достигает более точного объемного, целостного восприятия.

В процессе беатотерапии происходит ослабление влияния ретроспективной сети на другие психические процессы. Иными словами, процесс приема информации перестает зависеть напрямую от стандартов, развивавшихся в течение многих лет и хранящихся в памяти. Например, сортировка новых впечатлений и реакция на них не опирается больше на ретромы, комплексы или матрицы ретроспективной сети. Выражаясь метафорически, постепенно создается интервал между восприятием впечатлений и принимающей ретроспективной сетью, что дает восприятию некоторый отрыв от мнестической категориальности, что существенно повышает творческие способности клиента.

В процессе выбора клиент становится способным в большей мере опираться на анализ настоящего момента, чем на воспроизведения схем и шаблонов прошлого опыта.

Корментация предполагает изменение отношения человека ко времени. Возникает особая способность пребывания в настоящем, повышение субъективной значимости настоящего по сравнению с относительностью ценностей прошлого и будущего. Клиенты практикуют в своей деятельности принцип, согласно которому, человек овладевший настоящим моментом, может изменить свое прошлое и сделать таким, каким он хотел бы свое будущее.

Корментация предполагает очищение эмоционального мира клиента от отрицательных эмоций, таких как гнев, ненависть, ревность, мстительность, обида, вина, тревога, беспокойство, жалость к себе. Опыт показывает, что в ходе корментации клиент может полностью отделиться от переживания негативных эмоций и наполниться истинными человеческими эмоциями, такими как удивление, сострадание, восприятие чувства красоты, переживание творчества, благоговения, истинная любовь. Беатотерапия производит полную перестройку эмоционального мира, обеспечивая постоянное преобладание позитивных переживаний.

Корментация предполагает возрастание ощущения связи человека с другими людьми, рост безусловно положительного отношения к каждому человеческому существу, поскольку в каждом содержатся семена совершенства. Развитие способности к сотрудничеству, установление близости путем усиления решимости и способности к самораскрытию.

Эффекты корментации в сфере мышления представлены с помощью параметров, предложенных Б.В.Зейгарник в фундаментальном анализе патологии мышления, в беатотерапии эти же принципы положены в основу анализа здорового развивающегося мышления.

Клиенты оказываются в состоянии отойти от присущего им ранее “двоичного мышления”, когда мыслительные операции регулируются стандартом: хорошо – плохо, правильно – неправильно, истинно – ложно.

Клиенты приобретают способность менее категоричного, вероятностного и сослагательного мышления.

Мыслительные операции приобретают более сложную форму, становятся менее шаблонными и категоричными. Клиенты все в меньшей степени опираются на ретромы, информацию ретроспективной сети, и все больше конструируют новаторское применение логических законов.

В рассуждениях причинно-следственная логика заменяется вероятностной. Ликвидируется тенденция к навязчивому повторению ретроспективных мыслительных схем.

Наиболее заметное изменение динамики мышления касается снижения излишней быстроты и императивности суждений. Обнаруживается устойчивая тенденция успокоения и замедления мышления.

Признавая, что мышление, как и всякая психическая функция, может функционировать бессознательно, клиенты все больше замечают как неосознаваемые желания вмешиваются в работу их ума. Возникает особое отношение к мышлению как к аппарату, которым следует овладеть. Клиенты приобретают особое смирение в мышлении, связанное с прекращением вечного конфликта между мыслью и реальностью.

Наблюдается отчетливая тенденция очищения внутренней речи и мыслительных монологов от счетов и претензий, от негативных содержаний. Клиенты достигают определенных успехов в достижении состояния, при котором ум становится тихим и молчаливым.

Такие перестройки высших психических функций создают благоприятный фон для развития способностей, творческого мышления и интуиции.










Книги по теме

Дополнительно


Rambler's Top100  no© 2010–2013, Кто ты? – психологические тесты он-лайн